К урокам истории и обществознания
Дорогие ребята!
Если Вы пропустили урок истории или обществознания, по каким либо причинам, или забыли как правильно написать реферат и сообщение, то эта страничка для Вас. Здесь Вы найдете материалы к урокам для самостоятельного изучения и памятки к урокам истории.
Всем успехов! |
|
Для пропустивших уроки
Материалы для самостоятельного изучения истории
6 класс
Презентация "Восточные славяне в древности"
Картографический практикум к теме "Восточные славяне в древности"
Презентация "Образование древнерусского государства"
Картографический практикум к теме " Образование древнерусского государства"
Презентация "Расцвет Русского государства в XI-XII веках"
Презентация Культура Древней Руси"
Презентация " Образование самостоятельных княжеств"
Картографический практикум по теме "Образование самостоятельных княжеств"
Презентация "Нашествие с Востока"
Картографический практикум по теме " Нашествие с Востока"
Презентация " Борьба против западной агрессии в XIII веке"
Картографический практикум по теме : Борьба против западной агрессии"
Проверочная работа по изученным темам
7 класс
Презентация " Образование единого русского государства"
Презентация "Дмитрий Донской. Куликовская битва"
Презентация " Федальная война"
Презентация "Правление Ивана III Васильевича"
Презентация "Правление Ивана IV Грозного"
Презентация "Культура в XIV-XV веках"
Памятки для учащихся:
План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории
Как работать с учебником истории
Как работать с учебными картинами
Памятка для характеристики исторического деятеля
Памятка для работы с картой
Памятка для составления сообщения о событии
Памятка для работы с историческим документом
Памятка по подготовке сообщения по теме
Памятка - как готовить домашнее задание по учебнику
Памятка - как работать с иллюстрацией
Как составлять план текста
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему
План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории
-
Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты названия событий, географических объектов, имен, фамилий.
Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
Есть ли вывод в конце выступления.
Попробуй оценить ответ.
- Оценка «пять»— ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
- Оценка «четыре» — в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
- Оценка «три» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
- Оценка «два» — главное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Как работать с учебником истории
- Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
- Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
- Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси на звание пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий. Обрати внимание на то, какие события происходили в это время за рубежами России. Используй для этого синхронистическую таблицу.
- Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
- Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.
Как работать с учебными картинами
- Определи, как называется картина, имя художника, когда он ее написал.
- Рассмотри внимательно, что изображено на картине, при этом обрати внимание на людей и их действия, внешний вид, предметы, которые их окружают.
- К какому времени относятся изображенные на картине события, где они происходят? По возможности определи имена действующих лиц, к какому сословию или к какой группе они относятся.
- Обрати внимание, какое настроение создает картина, как художник передает характер героев, что в картине является художественным вымыслом, как художник передает историческую правду.
- Составь рассказ об изображенных событиях. Используй при необходимости материалы учебника.
Памятка для характеристики исторического деятеля
-
Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
- Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
- Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
- Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.
- Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
Памятка для работы с картой
- Покажи на карте необходимую территорию и опишите ее словами.
- Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями_ и расскажите, о чем «говорит» карта.
- Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
Памятка для составления сообщения о событии
- Укажи, когда и где произошло событие (воспользуйся картой).
- Выдели причины, расскажи о ходе, а также определи итоги и значение этого события для истории страны.
- Назови участников события и определи их роль.
- Назови документы и литературу, которой ты воспользовался для подготовки сообщения.
Памятка для работы с историческим документом
- Обрати внимание на название, автора и время создания документа.
- Прочитай текст несколько раз и ответь на вопросы к нему.
- Подумай, какую информацию содержит в себе текст об исторических событиях, их участниках, оценках современников и автора(ов) данного документа.
- Анализируя текст документа, попробуй выделить объективные (их можно перепроверить по другим источникам) и субъективные (свидетельствуют о мнении автора документа об излагаемом им событии, историческом деятеле и т.д.) данные.
Памятка по подготовке сообщения по теме
Сообщение – краткое выступление перед одноклассниками по небольшому учебному вопросу.
- Прочитай материал учебника по заданной теме.
- Составь план своего рассказа.
- Подбери литературу по данной теме.
- Привлеки наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры фильмов и т.д.
- Подумай над выводами, соответствуют ли они приведённым фактам, не шире, не уже их.
- Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграмму, таблицу.
- Во время выступления следи за правильностью речи.
- Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекайся на пересказ их содержания.
Памятка - как готовить домашнее задание по учебнику
- По названию параграфа определите его главную тему.
- По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
- Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:
- выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;
- самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;
- обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;
- внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.
- Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
- Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
- Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.
Памятка - как работать с иллюстрацией
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
- Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.
- Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
- Предположите, правдиво ли это изображение?
- В чём ценность информации, которую несёт в себе дання иллюстрация?
Как составлять план текста
План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.
- План может быть простым или сложным.
- Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.
- Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.
- Внимательно прочитайте текст.
- Разделите текст на законченные по смыслу части.
- Выделите главную мысль каждой части.
- Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.
- Пункты плана формулируйте кратко и точно.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:
- Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
- Составить план.
- При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.
- Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата:
- План или оглавление с указанием страниц.
- Обоснование выбора темы.
- Теоретические основы выбранной темы.
- Изложение основного вопроса.
- Вывод и обобщение.
- Практическое значение реферата.
- Список используемой литературы.
- Приложения.
Примерные аспекты содержания реферата.
- Введение. Введение должно включать в себя:
- краткое обоснование актуальности темы ( почему данная тема представляет интерес для исследования);
- краткий обзор изученной литературы – раскрыть историю вопроса, проанализировать существующие подходы к осмыслению темы;
- цель и задачи реферата. Цель соотнести с темой реферата. Задачи – по параграфам основной части. Обычно одна задача ставится на один параграф.
- Объем введения – 1-2 страницы.
Пример:
Цель реферата (данного исследования) – определение (анализ, проанализировать ….) …..
Цель реферата (данного исследования) - раскрыть своеобразие ….
Целью данного реферата является раскрытие особенностей …..
Цель данной работы – показать ….
В соответствии с поставленной целью в реферате решались следующие задачи:
- рассмотреть ….
- проанализировать ….
- сопоставить ….
- проследить ….
- выявить …
- изучить литературу, посвященную …., и понять, как освещается данная проблема в работах исследователей.
Основные задачи:
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Например:
Проделав данную работу, мы пришли к следующим выводам:
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Требования к оформлению реферата
Оформление титульного листа:
- название школы,
- тема реферата,
- Ф.И. автора, класс,
- Ф.И.О. учителя,
- год написания
Объем работы не должен превышать 10-12 страниц, объем приложений – не более 5 страниц. Формат – А 4. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 14 кегель. Интервал – полуторный. Страницы работы нумеруются внизу листа по центру.
Учитель при оценивании реферата будет учитывать:
- содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;
- умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;
- умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;
- присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;
- правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,
- сопроводительные материалы к реферату.
|